ny
 
 
Главное меню
Главная
Новости
Творчество
Проекты
Участники
Весточки
Фотоальбомы
Контакты
Пресса о КИП
Маршруты, стоимость услуг
Школа юного туриста
Видеосюжеты
Информация для турагентств
Детская ежегодная комплексная экспедиция "КИП"
Историко-этнографический парк "Земля предков"
 
ЗНАКИ НАРОДА МАНСИ Печать E-mail
23.07.2014 г.
 У каждого народа были свои информационные знаки, имевшие сакральное, бытовое, охотничье, а, порой, и нечто юридическое, предназначение. Их особенности, нюансы, а иногда и скрытый смысл всегда притягивали к себе исследователей разных времен. Каждый коренной народ, не имевший письменности, пытался общаться и оставить после себя с помощью некой системы знаков различную информацию – для нас это огромный пласт уникальной истории и культуры исчезнувших и вымирающих народов. Нам, живущим в горно-таёжной части Урала, безусловно, интересны те, чью территорию мы заняли - последним народом для нас стал народ манси. Или мань-си – маленький народ, как можно перевести это название на русский язык. Мансийцы вместе с ханты образуют самую восточную ветку финно-угорской группы народов, так называемых обских угров.
  У мансийцев (как и у ханты) было несколько видов знаков. Первоначально при родо-племенных взаимоотношениях преобладали знаки тамга. Слово это не угорского происхождения, а из древнего тюркского языка. Слово там переводится как печать, клеймо, а гамгореть. Истинного угорского синонима слову тамга до наших дней не дошло, поэтому узнать, как именно обские угры называли свои знаки родов (племен) в древности, не представляется возможным. Времени утекло слишком много… 

Катпос Пакиных. Знак вырезан на еле на снегоходной дороге в охотничьих угодьях Пакиных.
Пома-павыл. Сентябрь, 2012 г. (фото А.Слепухина).

   Пользоваться
тамгами могла, безусловно, лишь привилегированная группа людей (князьки, лучшие воины, выбранные или назначенные старейшины), общавшиеся с представителями власти на местах (от Московии). Порой абсолютная безграмотность среди коренного населения и полное его безразличие к документам вообще играли не самую последнюю роль в развитии взаимоотношений, а также обнищании коренных народов. Не понимая, что написано в документах, князьки ставили свои тамги, не особенно утруждая себя разобраться в подробностях официальных бумаг.
   Некоторые из тамг имели порой изображение тотемных зверей для каждого рода, неся не только информационное, но и (порой в большей степени) сакральное значение, как оберег, защищающий людей, их имущество и территорию, в частности, охотничьи угодья и пастбища. Охранительная функция тамг подразумевала и юридический момент в случае притязаний на тот или иной участок. Отмеченный тамгой, он являлся официальными владениями тех же манйсийцев.
   Правда, далеко не у всех обских угров тамги были с тотемными зверями. Как отмечает Юрий Борисович Симченко, крупнейший исследователь тамг народов Сибири: их не было у манси Верхотурского уезда, где в качестве тамг использовалось изображение лука, а также ели, соболя, встречались изображения креста, которое часто ставили татары.
    Тотемный зверь у многих мансийских родов из древних времён «перекочевал» и в наше время. Правда, мансийцы не хотят особенно делиться своими знаниями, всячески оберегая сакральную информацию о себе. Если образовывалась семья, то в семье уважались оба тотемных знака (зверя), преимущество отдавая, конечно же, тотему мужчины. Но дети от этого брака уважали обоих зверей, считая их хранителями семьи.
    К сожалению, тамги до наших времён не дошли в большинстве своём, видоизменяясь, неся другие, но не мене важные информационные аспекты.
    Был период, когда на смену тамгам пришли личностные знаки, подменяющие порой их функцию. Так в Средневековье у манси (и ханты) начинают появляться татуировки на руках, получившие названия в русских документах как знамёна. Эти знаки причудливы по своему изображению, имея корни в раннем пиктографическом письме (сообщении), бытовавшем здесь на Урале. Ассимилируя в первом тысячелетии уральские племена, народ манси нес в своих знаках более древнюю информацию, порой внося коррективы, наделяя своим значением ранее использованное. Знамёна очень причудливы – иногда расшифровать тот или иной значок практически невозможно.

Михаил Пакин у ели с семейным катпосом.
Пома-павыл. Сентябрь, 2012 г. (фото А.Слепухина).

    Наряду с упомянутыми тамгами, знамёнами у представителей мансийского народа широко бытовали и другие пиктографические знаки – знаки счёта, метки оленей, орудий, охотничьи знаки, знаки-указатели на тропах, воргах (оленьих дорогах), звуковые знаки в узловых местах в горах, где сбиться с дороги легко, и т.п.
   Эти знаки во многих случаях утеряны. Многие из ныне оставшихся подобных информационных «сообщений» расшифровать без «хозяина» довольно затруднительно. Но порой ещё в горно-таёжной части Северного Урала их можно найти, если повезёт, т.к. пожилых мансийцев все меньше, а молодёжь уже не стремиться использовать древние информационные знаки даже в пределах своих паулей.
   После исчезновения тамг их значение (функцию) во многих случаях стали выполнять катпосы – персональные (семейные) знаки, в большинстве своём, наносимых исключительно только в пределах охотничьих угодий как признак охотничьей доблести (удачи). Катпос – знак мужской. Наносится главой семьи на различные предметы. Подрастающий сын (сыновья) также будут использовать отцовский знак. Свой, несколько отличный от знака отца, он обретет намного позднее. Новый значок будет отличаться от предыдущего добавившейся новой чёрточкой. Впрочем, отцовский знак может и не меняться сыном, в случаях смерти отца. Допустим преждевременной.
    Так появляются «информационное письмо», с совмещёнными пиктографической информацией (добытый лось, медведь, росомаха, бобр) и индивидуальной. В некоторых случаях, пример семьи Пакиных – видно использование одного знака, несущего все признаки и тамг, и катпоса. Мы приметили этот знак на охотничьих предметах (цевье ружья, деревянные ножны и др.),  музыкальных инструментах (санквылтап – «поющий кораблик»), охотничьих затесах, знак на дороге, в пределах угодий.

Знак охотничьей доблести. Вырезан на стволе сосны. Катпос не оставлен.
Берег реки Ауспия. Сентябрь 2008 г. (фото А.Слепухина из киноэкспедиции «Перевал Дятлова»).

  Кроме названных, у мансийцев были и сакральные знаки  – знаки сопра и менква. К сожалению, знак сопра  мы не смогли найти, но описание и фотография есть только в одном из повествований М.А.Заплатина, кинодокументалиста из Перми. Знак этот вырезался мансийцем при достижении священной территории, например, во время ритуалов или охоты в пределах священной реки или горы. Михаил Александрович, часто общаясь с мансийцами, бывших у него в проводниках во время киноэкспедиций на Северном Урале, так описывает предназначение
сопра"Район священного озера Турват считался когда-то совершенно запретным. Постепенно люди, соблазненные рыбными и звериными богатствами, стали проникать сюда. Чтобы оправдать свое вторжение, придумали знак "сопра " — изображение идолоподобной личины на дереве. Довод был таким: „Я пришел во владения Неройки (примеч. – бога, хозяина Уральских гор и всех оленьих стад), но поставил знак " сопра " — теперь имею право охотиться. Не поставлю знака на дереве - Нёройка накажет меня: заболею, сломаю ногу на охоте или еще что-нибудь случится".
    Знак менква (лесного черта) также найти не удалось. Правда, его описание и фотоснимок сделала экспедиция известного этнографа И.Н.Гемуева в бассейне Северной Сосьвы. Вырезался он в случаях столкновения манси с этим лесным персонажем или же на берегах реки Менкв-я, где и живут менквы. Этот необычный герой многочисленных рассказов и легенд народа манси привлекает к себе внимание многих, но увидеть довелось лишь единицам. Мы собрали сведения лишь двух необычных случаев, когда свердловские манси столкнулись с хозяином леса.

Катпос на ножнах Алексея Ильича Пакина. Катпос семьи Пакиных.
Тольтья-павыл. Сентябрь, 2012 г. (фото А.Слепухина).

   Даже сейчас, когда необходимость и значимость знакового письма принижены, а мансийцев, помнящих каноны их нанесения всё меньше, остаётся возможность найти и расшифровать некоторые из удивительных значков этого лесного народа. И хочется надеяться, что пока на Северном Урале проживают представители этого народа, они будут оставлять эти знаки, по которым можно узнать необычные истории из их жизни.

Наталья Бердюгина,

путешественник, врач, действительный член Русского Географического Общества 
     заместитель директора  Команды Искателей Приключений

Алексей Слепухин,

путешественник, врач, действительный член Русского Географического Общества

директор Команды Искателей Приключений

 

Опубликовано в журнале "ГРАФО-PLATINUM" № 42 / 2014 год  и в альманахе "КОЛЕСО" Центра традиционной народной культуры Среднего Урала №6/2014 год.



 
 
« Пред.   След. »
Случайное фото

Поход на Конжаковский Камень с коллективом завода ОЦМ, ноябрь 2007 года. ОЦМовцы


Сплав коллектива "Автострады" по Чусовой - июль '09. Портрет путешественника


В Кунгурской Ледяной пещере