ny
 
 
Главное меню
Главная
Новости
Творчество
Проекты
Участники
Весточки
Фотоальбомы
Контакты
Пресса о КИП
Маршруты, стоимость услуг
Школа юного туриста
Видеосюжеты
Информация для турагентств
Детская ежегодная комплексная экспедиция "КИП"
Историко-этнографический парк "Земля предков"
 
ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА. Печать E-mail
03.10.2009 г.

27 сентябряДень туризма. Было бы ошибкой думать, что это праздник только альпинистов и скалолазов, людей, экипированных туристским снаряжением. Это праздник каждого человека, кто хоть однажды путешествовал по родному краю. Но нужно отметить, что человека нельзя заставить заниматься активным туризмом без его желания. Никто не поедет против своей воли куда-нибудь в глухомань, не станет тащиться с огромным рюкзаком за плечами по едва заметной тропе в непроходимом лесу или карабкаться по отвесной скале, каждую секунду рискуя сорваться в пропасть. Да и кого можно заставить прыгать на плоту по порогам горной реки и напрягать все силы, выравнивая судно, не давая ему наткнуться на камень или перевернуться…. Кому это нужно? Никому, кроме странной породы людей, которые называют себя туристами и совершают все вышеперечисленное с огромным удовольствием.

 

   Ни для кого не секрет, что туризм сегодня «не в лучшей форме». Имеется в виду не тот туризм, когда туристы покупают путёвку и летят «путешествовать» в пятизвёздочный отель, а тот, когда по родному краю передвигаются с рюкзаком и пешком или сплавляются по реке, когда изучают географию с помощью ног. Конечно, сейчас где угодно можно найти информацию о том, как безопасно отдохнуть на природе, но это скорее похоже на плановую экскурсию. А те, кого называют туристами и экстремалами, сейчас переживают не самые комфортные времена: из советской туристской школы многие ушли, а развивать нынешнее поколение возьмётся не каждый, да и совсем немного осталось в области клубов, где ещё есть туристы с большим опытом, готовые передать его молодёжи. Об этих и других проблемах мы поговорили с руководителем «КИП» («Команда Искателей Приключений») Алексеем Викторовичем Слепухиным:

  - Алексей Викторович, сегодня под словом «туризм» понимаются, грубо говоря, не ночёвки у костра, а отдых за границей в приличных отелях. А ведь было время, когда существовало несколько тысяч туристических секций и клубов. В какой момент произошла переоценка ценностей?

   - Начнём с того, что ещё 20 лет назад выезда рубеж был ограничен, и туризм долгое время являлся семейным, и молодёжным, и студенческим отдыхом. А в 90-е годы прошлого века в России такое популярное некогда направление активного отдыха стало приходить в упадок. После раздела территории многие туристические базы были закрыты, поток прекратился. И со временем интерес у молодёжи к здоровому, активному отдыху совсем угас. Достойной же альтернативы туризму за это время так и не появилось. Таким образом, к сегодняшнему  дню сложилась реальная проблема: отсутствие интереса у молодёжи к познаванию богатых природных ресурсов России, к занятию активными видами спорта и отдыха. Вот и получается, что поездка за границу сегодня – оптимальный вариант отдыха, который и выбирает ежегодно огромное количество россиян.

     - И это несмотря на то, что в России невероятное количество уникальных объектов?

     - Да, потенциальные возможности России огромные: много рек, горных систем, есть моря, страна окружена тремя океанами. Но наш менталитет таков, что мы привыкли ничего не делать и получать, а активный туризм, путешествие – это труд. Поэтому лесным тропам и сплавам на байдарках по реке русский человек предпочитает яхты и пляж.

      - То есть живём по принципу «хорошо там, где нас нет»? А как же патриотизм?

      - Проблема в том, что мы лишились национальной идеи. В советское время туризм был движением, которое объединяло, знакомило людей из разных городов и республик. Благодаря туризму люди познавали красоту природы, знакомились с удивительными регионами страны, вели активный образ жизни, занимались скалолазанием, пешими походами, сплавлялись по горным рекам. Туризм часто становился увлечением на многие годы, традиционным семейным отдыхом. Эта идея, объединявшая массы, исчезла, а взамен себя ничего не оставила. И сегодня новое поколение растёт на таких программах как «Наша Раша», впитывая искажённую, где-то даже извращённую информацию о совей родине.

      - Существует ли решение этой проблемы?

      - В современных условиях остро стоит вопрос патриотического воспитания молодёжи. Нужно заинтересовывать детей, причём желательно не в 15 лет, когда голова уже занята другими, больше интересующими их проблемами, нежели патриотизм, а лет в 5. С детства необходимо знакомить детей с историей, традициями, обычаями, прошлым родного края. Больше путешествовать по стране, забираясь в самые её неизвестные уголки, которые таят в себе много интересного и познавательного, получая при этом эстетическое удовольствие, узнавая что-то новое. Возвращаясь из путешествия, как можно больше рассказывать своим друзьям и знакомым об увиденном, чтобы они тоже посетили эти замечательные места.

       К тому же подросток развивается как личность под воздействием окружающей среды. Это закономерно, что ярко проявляется и в туризме. Многокилометровые переходы в любую погоду, ответственность не только за себя, отсутствие комфорта, высокие и низкие температуры и многое другое помогает закалить характер, воспитывает готовность помогать слабому, обязательность, инициативность, трудолюбие. Иногда приходится делать что-то важное для коллектива «через не могу», вырастая не только в своих собственных глазах. Это школа жизни.

      - Вы упомянули о физических и моральных нагрузках. Какой же это отдых?

      - Как показывает практика, за неделю, проведённую на активном отдыхе, успеваешь отдохнуть гораздо больше, чем за 2-3 недели, проведённых на пляже. И это не удивительно, ведь, на самом деле, в мегаполисе вы устаёте не физически, вы устаёте морально. От толпы, от шума, от стрессов и переживаний. А на природе вокруг вас нет суетливости, тишина. Вместо шума мегаполиса – шум воды, вместо жарких споров – тепло вечернего костра. Что касается физических нагрузок, то они достаточно умеренные.

      - А что привело в туризм Вас?

      - Школа. Ещё с раннего возраста мы довольно часто всем классом ходили в турпоходы, на горы. И не просто пели песни у костра, а узнавали много нового. Тогда мы ещё этого до конца не понимали, но сейчас становится ясно, что всё было заложено в нас именно в том возрасте. На сегодняшний день нашими усилиями создана «Команда Искателей Приключений», в которой мы не просто занимаемся туристической деятельностью, но и проводим различные экспедиции (этнографические, палеонтологические и т.п.), изучаем нашу историю, пишем рассказы. К тому же постепенно это хобби стало перерастать в любимую работу.

      - Как много подобных организаций в нашей области?

      - В Свердловской области осталось совсем немного клубов, где есть ещё туристы с большим опытом. Они остались, в основном, при вузовских туристических клубах. Конечно, существуют городские турклубы Екатеринбурга, Нижнего Тагила, в Серове. И в Верхней Пышме когда-то такой клуб был, но в связи с перестройкой всё изменилось.

      - Если рассматривать активный туризм как бизнес, реально ли поднять его до уровня «туризма по отелям»?

      - Конечно, можно. В России есть все необходимые ресурсы для успешного развития внутреннего туризма. Мы обладаем высоким потенциалом и уникальными возможностями для создания туристической индустрии. И государство должно быть заинтересовано, должно стимулировать этот рост. Сегодня наблюдается некоторая отстранённость государства от российского туристического бизнеса, но развитие туризма требует серьёзных вложений, и без государственной поддержки здесь не обойтись. К сожалению, в последние годы у нас активно развивался лишь выездной туризм, когда россияне предпочитали зарубежный отдых. Во многом это происходит потому, что фирм, серьёзно занимающихся активным отдыхом, у нас немного – слишком трудный бизнес. К тому же активный туризм нельзя рассматривать как отдых с удобствами, и не каждый иностранец на такое согласится. Это русскому человеку интересно всё узнать, залезть в каждый уголок. Поэтому и турбизнес нужно развивать в первую очередь для нас самих. А говорить о любви к родине, не зная её, - по меньшей мере, лицемерие.

      Алексей Викторович поделился, что неделю назад «Команде Искателей Приключений» исполнилось 6 лет. Конечно, они отмечали свой день рождения на природе, разбив огромный шатёр, приготовив плов и походные салаты. Одним из подарков КИПу был двухслойный метровый торт. Но самое главное, что на этом празднике собрались любители активного отдыха – более ста человек, и это только малая часть тех, кто хотел прийти.

      Хочется верить, что активный туризм в итоге вернёт себе пальму первенства. В связи с неблагоприятными экономическими условиями, многим любителям международного туризма придётся отказаться от поездок за рубеж и отдать предпочтение более экономным маршрутам. И возможно, это станет хорошим стимулом для развития внутреннего туризма.  Как говорится, «нет худа без добра».

 

Анна Насекина.

Опубликовано в газете «Час пик» № 37 (306) от 23 сентября 2009 года.

Фото из архива «Команды Искателей Приключений».

 
« Пред.   След. »
Случайное фото

Скалы Чертово городище


Поход коллектива завода ОЦМ в парк 'Оленьи Ручьи


I мансийская экспедиция. Тучан - сумочка для рукоделия